🌼 ОЛИЦЕТВОРЁННЫЕ ПОРОКИ, СРАЖЁННЫЕ ГОСПОДОМ
Развлечения Кришны делятся на вечные и эпизодические. На Голоке постоянно проходит ашта-калия-лила Господа. Когда же Господь нисходит на землю, к Его восьмичастной лиле добавляются эпизодические игры. К ним относится приход Кришны во Враджу и Его уход оттуда, а также убийство демонов.
Для преданного, который все еще находится в материальном мире, медитация на эпизодические игры является настоятельной необходимостью. Как таковых этих игр нет на Голоке - они разворачиваются лишь в материальном мире.
Эпизодические игры Господа весьма символичны. Хотя памятование о том, как Кришна убил тех или иных демонов, не имеет ничего общего с медитацией на Его повседневные игры, проходящие вечно, оно позволяет преданному избавиться от соответствующих пороков.
🌿1. Демоница Путана олицетворяет лжегуру, который учит тому, как обрести бхукти (материальные наслаждения) и мукти (освобождение). Преданные, стремящиеся к бхукти и мукти, подобны Путане. Проявляя заботу о Своих чистых преданных, младенец Кришна убивает Путану, чтобы оградить от опасности их еще не окрепшую привязанность к Нему.
🌿2. Разбитая Кришной тележка символизирует бремя старых и новых дурных привычек, халатности и гордыни, вспоминая о том, как маленький Кришна разбил тележку, мы избавляемся от этих грехов.
Те, кто не понимают цель регулирующих принципов, но просто несут это бремя, следуя им из формальности, не способны развить привязанность к Кришне.
🌿3. Демон-смерч Тринаварта воплощает в себе гордыню, вызванную собственной ученостью, и вытекающую из этого склонность к казуистике и сухой логике, а также стремление к освобождению и общение с людьми, которые обладают названными пороками (к этой категории относятся все атеисты). Маленький Кришна, видя любовь Своих преданных, из сострадания к ним убивает демона Тринаварту и устраняет все препятствия, мешающие им заниматься преданным служением.
🌿4. Два дерева ямала-арджуна, поваленные Кришной, служат символом гордости своим богатством и знатным происхождением. Следствием такой гордости является насилие, распутство, пьянство, неспособность контролировать свою речь, бесстыдство и безжалостность. Сломав деревья ямала-арджуна, Кришна милостиво дает нам возможность изжить в себе упомянутые грехи.
🌿5. Ватсасура является живым воплощением жадности и вызванных этим греховных поступков. По милости Кришны можно избавиться и от этого порока.
🌿6. Бакасура персонифицирует обман, лицемерие и коварство. Не изжив в себе эти грехи, нельзя обрести чистую бхакти. Те, кто, не обладая квалификацией, принимают наставления лжегуру и занимаются поклонением, предназначенному для возвышенных преданных, — обманутые, недалекие люди. А те, кто понимают, что не квалифицированы, но, тем не менее, с целью разбогатеть и обрести дешевую репутацию следуют процессу поклонения, предназначенному для возвышенных преданных, являются обманщиками. До тех пор пока человек будет обманут этой лжерелигией, он не сможет пробудить свою привязанность к Кришне. Такие люди обманывают весь мир, демонстрируя сектантские сантименты и свое ложное отречение.
🌿7. Агхасура олицетворяет злонравие и жестокость. От этих качеств необходимо избавиться, поскольку обладать ими - значит наносить оскорбление святому имени. Основа сострадания к живым существам и преданность к Кришне — равноценны.
🌿8. Брахма, ввергнутый в иллюзию Кришной, символизирует скептицизм, порожденный гьяной и кармой, а также неспособность по достоинству оценить сладость Кришны из-за привязанности к таким Его качествам, как величие и могущество. Если человек чрезмерно вовлечен в различные споры, доводы, аргументы и чтение литературы, сопутствующей этим доводам и аргументам, то все осознания, достигнутые им посредством преданного служения, утратятся. Это называется иллюзией, основанной на цветистых словах Вед.
🌿9. Дхенукасура является образцом вопиющего невежества в духовных вопросах, вызванного зависимостью от материального рассудка, отсутствием духовной интуиции и глупостью, которая представляет собой полную противоположность пониманию своей истинной природы. Предыдущие ачарьи авторитетных сампрадай написали множество духовной литературы, которую люди, лишенные способности различать, сами не понимают и не позволяют изучать ее другим. Недальновидные преданные, которые просто формально следуют регулирующим принципам и находятся под влиянием грубого различения, не способны подняться на высший уровень развития.
🌿10. Змей Калия служит олицетворением высокомерия, хитрости, дурного обращения с окружающими и бессердечности. Преданные должны сбросить с себя бремя этих грехов.
🌿11. Лесной пожар символизирует разногласия и раздоры с другими сампрадаями, пренебрежение к деватам и всевозможные конфликты, сектантство. Из-за сектантских взглядов человек не считает других преданных вайшнавами, и как результат — на своем пути он встречает множество препятствий в поиске гуру и общении с преданными.
🌿12. Праламбасура воплощает в себе вожделение, алчность, стремление к почестям и высокому положению в обществе. Все это тоже пагубно для духовной жизни.
🌿13. Брахманы приносившие жертвы, олицетворяют безразличие к Кришне, вызванное гордостью своим положением в системе варнашрамы и поглощенностью ритуалами, предписанными карма-кандой.
🌿14. Поклонение Индре символически представляет многобожие или почитание самого себя как Бога.
🌿15. Трансцендентное счастье живых существ во Врадже известно как нанда. Для того чтобы усилить это счастье, некоторые люди, введенные в заблуждение, пьют вино, и в результате создают анартху забвения себя. Похищение Нанды в обитель Варуны является препятствием для вайшнавов. Те, кто пребывают в настроении Враджа, никогда не пьют спиртное. Через эту игру Кришна уничтожает заблуждение в том, что блаженство бхаджана усиливается принятием вина и других видов интоксикаций.
🌿16. В змее, пытавшемся проглотить Махараджу Нанду воплощается майявада и другие аналогичные философии, стремящиеся поглотить истинную суть учения бхакти. Общения с приверженцами этих философий необходимо тщательно избегать. Вызволение Нанды Махараджа из челюстей змея является олицетворением того, как Кришна спасает истину вечного преданного служения, которая была проглочена имперсоналистами-майавади и другими им подобными. Она также служит наставлением оставить компанию таких змееподобных имперсоналистов.
🌿17. Шанкхачуда символизирует стремление к славе и слабость к женскому полу. Те, чьи действия мотивированы желанием славы, действуют из чувства гордости и высокомерия, поэтому вайшнавы должны всегда относиться к ним с осторожностью. Убивая демона-раковины и возвращая бриллиант, похищенный им, Кришна убивает желание получить имя и славу, а также желание иметь недостойное общение с женщинами.
🌿18. Ариштасура персонифицирует пренебрежение к бхакти и интерес лжерелигии. Некоторые люди раздуваются ложной гордостью от того, что являются последователями обманных религий, выдуманных мошенниками. Такое положение является причиной того, что они не выражают почтение чистому преданному служению. Кришна уничтожает такую тенденцию, убивая демона-быка Ариштасуру.
🌿19. Кеши символически представляет иллюзию, под влиянием которой человек считает себя великим преданным или ачарьей. Необходимо победить в себе гордыню и стремление господствовать над окружающими. Кеши, демон в облике коня, олицетворяет представление практикующего, который считает, что он более опытен, чем другие, в преданном служении. Когда преданный мало-помалу начинает заявлять о своем старшинстве, в нем постепенно возникает чувство пренебрежения к Господу, и он падает со своего положения. Поэтому очень важно предотвращать это губительное умонастроение с самого начала, когда оно возникает в сердце. Даже если вайшнав очень опытен в преданном служении, он всегда должен оставаться смиренным. Если он поступает так, он может одолеть демона Кеши.
🌿20. Вьомасура олицетворяет воров и псевдовайшнавов. Кришна убивает демона, летающего в небе, давая таким образом наставления Своим преданным оставить компанию воров и других нечестивцев, а также любых притворщиков и мошенников, «преданных Господа Кришны», людей, просто рядящихся в одежды преданных.
Шрила Бхактивинод Тхакур. Шри Чайтанья шикшамрита